…Как пчела: припадая к разным цветам, собирает она мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их собрал, как в мех воды морские.

 Заточник Даниил

Поиск по сайту

Просмотр сайта со звуком:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Программа воспитания школьников 2011-2012 г.г.

Пояснительная записка

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому. Создаются условия для полноценного развития, защиты его. Школа помогает обучаемому адаптироваться к изменяющему социуму, жить в новой социокультурной среде.

В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот российской школы к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образовательной и воспитательной деятельности.

Анализ научных исследований и учет специфики функционирования школы говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов к воспитанию. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентноспособного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить, что все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы: физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Этими же тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.

image

 

Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Бытие – это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Схематически основные сферы деятельности педагога и её результаты могут быть представлены в следующем виде:

image

Каждый педагог – воспитатель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, воспитатель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и  к социуму.

Обратимся к основным направлениям деятельности педагога – воспитателя (классного руководителя) с точки зрения самого ребёнка, его интересов и возрастных потребностей. Первая задача здесь – защитить ребёнка и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Ведь известно, что одной из жизненно важных потребностей человека является потребность в защите: от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и т. д. Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода.

Подход к ребёнку с позиции защиты подводит нас к задаче обеспечения благополучия в сфере учения. Защита ученика означает: разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника, изучение работы учащегося на уроке путём посещения занятий, совместная работа с «малым педсоветом», организация консультативной помощи отдельным учащимся, проведение внеклассных мероприятий по предметам, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся, выработка совместной тактики и стратегии помощи ребёнку со стороны семьи, организация самообслуживания, учебной работы класса.

Другая целевая программа – «Здоровье».

      Следующая сфера, в которой ребёнку нужна защита, — это общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми – важнейшие задачи воспитателя. Он также ведёт серьёзную работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема общения выводит нас на нравственный облик человека, на общечеловеческие ценности: преклонение перед матерью, высшая ценность – человеческая жизнь, родная земля, дом, семья, право другого человека на собственную уникальность, окружающая нас природа, культурное наследие народа и т. д. Всё это понять и освоить  сразу школьнику трудно. Их постижение идёт и на уроках, и в чтении, и благодаря средствам массовой информации. Но если каждый день держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского сообщества, они становятся критериями оценки человеческих поступков.

Важное место в формировании личности школьника занимает досуговая сфера. Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Поэтому одним из важных направлений воспитательной системы является выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков и клубов, расширение познавательного и культурного кругозора класса (экскурсии, встречи, конкурсы, коллективные выходы, предметные вечера), помощь детям в общественной работе, организация коллективной  творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе, обеспечение детям, не имеющим успехов в учёбе авторитета перед классом и другими учителями за счёт демонстрации их достижений в досуговой сфере.

Сфера, оказывающая кардинальное воздействие на развитие школьника, — сфера его материального бытия, образа его жизни. Внимание к повседневному бытию ребёнка, к образу его жизни ставит перед воспитателем ряд специфических задач. Их можно разделить на две группы. Первая обращена к семье, вторая – к школе. Классный руководитель знакомится с условиями жизни ребёнка в семье, с режимом дня школьника, изучает особенности его отношений с родителями, устанавливает с ними рабочий контакт. В школе классному руководителю предстоит вместе с ребятами позаботиться о красивой обстановке, вместе подумать о стиле оформления кабинета, наладить самообслуживание и дежурство. Кроме того, необходимы беседы о здоровом образе жизни, о подлинных ценностях, вести дискуссии о взаимоотношениях с людьми.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и другими учителями, работающими в данном классе.

Реализация системы воспитательной работы предполагает:

·               непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;

·               практическую деятельность педагогов и воспитанников;

·               содержание просвещения в области гуманитарной культуры;

·               оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;

·               неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешколь­ными воспитательными учреждениями, производственными и обслу­живающими объектами;

·               развитие общей и педагогической культуры учителей и воспитателей.

 

         Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу.

         Если принять воспитание  как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний национальной культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

         Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

         Исходя из этого,  меняется и методика работы с детьми, которая теперь ориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании.

         Поэтому необходимо создать школу личностного развития и самосовершенствования с идеалом свободной, жизнелюбивой, талантливой личности.

Воспитательная программа нашей школы составлена на основании вышеизложенных фактов и предполагает, что наше новое молодое поколение должно быть настоящими членами общества.  «Мы» должны быть здоровы нравственно и физически, высоко интеллектуальны, талантливы, творчески одарены, гуманны и трудолюбивы. «Мы» — будущее этой страны!

 

Цель и задачи программы.

 

Целью воспитательной работы школы является: формирование полноценной психически и физически здоровой личности, способной строить жизнь, достойную человека.

 

Данная цель охватывает весь педагогический процесс,  пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач:

  1. ·                 изучить личность ребёнка, принять его и оказать ему поддержку;
  2. ·         воспитывать ценностные отношения, культуру поведения, общения и дисциплинированность;
  3. ·                 приобщать ребёнка к здоровому образу жизни;
  4. ·                 организовать работу по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся;
  5. ·                 воспитывать у детей гражданскую позицию, патриотические чувства, толерантность, трудовую активность;
  6. ·                 обучать самоуправлению, введению коллективных форм жизнедеятельности в классе и в школе;
  7. ·                 максимально (в данных условиях) развивать детей, их познавательные интересы,  творческие способности, общеучебные умения, навыки самопознания и самообразования, способствующие дальнейшему развитию личности;
  8. ·                 формировать гуманистическое мировоззрение, ответственность перед собой и обществом, будущими поколениями, за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде;
  9. ·                 вовлекать учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  10. ·                проводить индивидуальную воспитательную  работу с учащимися;
  11. ·                создавать условия для участия семей в воспитательном процессе школы.

 

Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком XXI века, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать выбор и находить способы его реализации. Но и то и другое должно совершаться в контексте лучших традиций классического воспитания и образования и на лучших традициях, сложившихся за прошедшие 90 лет существования  нашей школы.

 

Реализация этих целей и задач предполагает:

 

1. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.

2.    Возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы.

3. Последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека.

4. Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.

5. Обеспечение социально — педагогической защиты детей, формирование чувства самоценности и психологического комфорта.

6. Совершенствование системы  работы с одарёнными детьми и молодёжью.

 

Принципы воспитания.

 

  • Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребёнка.

 

  • Принцип природосообразности — предполагает, что воспитание осуществляется с учетом закономерностей природного развития ребёнка, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; согласовывается с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части;

 

  • Принцип культуросообразности  — заключается в том, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

 

  • Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

 

  • Принцип системностиутверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы — взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.

 

  • Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятии всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели.

 

  • Принцип выбора предполагает включение учащихся в ситуацию свободы выбора, который всегда связан с осознанием определенной меры ответственности.

 

  • Принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания на основе данного принципа направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует стремление личности, направленные на самосовершенствование и самореализацию.

 

  • Принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его устремлений к самореализации, исключает требовательность и контроль. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяют успех обучения и воспитания ребёнка.

 

Критерии:

·        личностно-ориентированный подход;

·        ориентация на социальный заказ;

·        кадровое обеспечение;

·        технологическое обеспечение.

 

Педагогические теории, ведущие идеи:

·        педагогика гуманизма;

·        педагогика сотрудничества;

·        педагогика общей заботы;

 

 

Сеть отношений:

·        сотрудничество;

·        сотворчество;

·        соуправление.

 

Деятельность:

  • диагностическая,
  • учебно-познавательная,
  • трудовая,
  • общественно-полезная,
  • эстетическая,
  • художественно-творческая,
  • ценностно-ориентировочная,
  • спортивно-оздоровительная,
  • коррекционная.

 

Технологии:

·          инновационные технологии,

·          передовой педагогический опыт,

·          методика коллективной творческой деятельности.

 

Общность людей:

·                  администрация:  директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе;

·                  учителя и ученики;

·                  школьный педагог-психолог;

·                  работники Центра культуры и досуга д. Новая Деревня;

·                  работники районного Дома детского творчества;

·                  работники школьной  библиотеки;

·                  инспекторы ПДН;

·                  жители посёлка;

·                  родители.

 

Среда, освоенная школой.

 

Макросоциум – Новодеревенский Центр культуры и досуга, районный Дом детского творчества, школьная библиотека, село, окружающая природа.

 

Конечная цель воспитательной деятельности

( модель выпускника) 

Отказываясь от авторитарных методов воспитания, опираясь на научное понимание процессов развития (в том числе психического):

·        мы признаём невозможность полного, жёсткого, адекватного моделирования личности выпускника;

·        признаём его права, зафиксированные в международных документах, в т.ч. право на самоопределение;

·        признаём, что процессы становления личности в основном идут через социализацию и саморазвитие, а процессы воспитания сводятся к созданию условий для саморазвития и самовоспитания;

·        мы понимаем, что педагог может только способствовать (или тормозить), и то в определённых пределах, внутренним тенденциям саморазвития и самораскрытия воспитанника;

Таким образом, мы должны обеспечить: самореализацию генетического, психического, и социального потенциала каждого воспитанника за счёт личного роста, а не в ущерб другим.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ

ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Методическая служба школы:

— методическое объединение классных руководителей;

— постоянно действующие психолого-педагогические семинары;

— педсоветы;

— практикумы;

— консультации, совещания, планёрки;

— творческие, проблемные группы.

Дополнительное образование:

 — кружки;

 — секции.

Детская организация «Колосок»:

-  сборы, собрания;

-  коллективные творческие дела;

— праздники, соревнования, конкурсы;

— рейды, операции, акции;

  -  работа органов детского самоуправления;

-  учёба детского актива.

 

Работа с родителями:

— родительские собрания;

— семейные праздники;

— заседания Совета школы;

— родительские классные комитеты;

— индивидуальные и групповые консультации.

Физкультурно-оздоровительная работа:

-  спортивные секции и кружки;

-  Дни здоровья;

-  физкультурные минутки и паузы;

-  массовые, спортивные праздники;

— спортивные соревнования.

 Взаимодействие со структурами района:

-  администрация района;

-  администрация сельского совета;

 Центр культуры и досуга;

-  районный Дом детского творчества;

-  сельская и школьная библиотеки;

-  амбулатория;

-  комиссия ПДН;

-  инспекция ПДН.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1.     Направление «Традиция»

(традиционные мероприятия)

 

Данное направление формируют социальную рефлексию воспитанников, позволяют почувствовать себя полноправным представителем микромира под названием Новодеревенская  средняя школа. Целостное представление о мире воспитанник получает через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как части целого.

Традиционные дела являются так же местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей школьного дома. Атмосфера добра и человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от старших школьников к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп (особенно педагоги — школьники).

 

Традиционными в школе стали такие праздники:

— «Здравствуй, школа!» (День знаний, посвящённый 1 сентября).

— «Золотая осень, здравствуй!» (осенние утренники и  балы).

— «От всей души» (День учителя).

-«Посвящение в первоклассники».

— Новогодние утренники, шоу-программы.

— Спортивно – игровые конкурсы, посвящённые Дню защитника Отечества.

— «От всей души» (шоу программы в честь прекрасных женщин).

— Праздник «Последний звонок».

— Выпускной вечер.

 

2.      Направление «Здоровье»

(работа по гигиеническому и физкультурно-оздоровительному воспитанию).

               Главные идеи:

— сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанно­стей человека;

— образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;

-  экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоро­вья, его поведении и поступках;

— социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;

— воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежеднев­ного оздоровления своего организма;

— стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.

Главная цель:

Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

 

                    Задачи воспитания:

·  знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отно­шения человека к собственному здоровью;

·  создавать условия для формирования у учащихся культуры сохра­нения собственного здоровья;

·  формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здо­ровью как бесценному дару природы;

·  создавать возможность учащимся демонстрировать свои достиже­ния и усилия по сохранению здоровья;

·  способствовать преодолению вредных привычек учащихся сред­ствами физической культуры и занятием спортом.

 

При этом используются следующие формы:

— беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанные с физкультурой и спортом;

— спортивные конкурсы, общешкольные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту;

— спортивно-исторические и географические викторины, посвящен­ные спортивной тематике;

— спортивные мероприятия, соревнования.

 

3.      Направление «Интеллект»

(познавательная деятельность)

 

Главные идеи:

 

— учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;

— формирование интеллекта происходит не только в урочной дея­тельности, но и в интеллектуально направленном общении и вне­классных видах деятельности;

— интеллектуальные возможности — это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возмож­ностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;

— воспитание интеллекта — это создание условий для самореализа­ции и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окру­жающей средой, стремления к совершенствованию себя;

— здоровый интеллект — это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

 

Главная цель:

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружа­ющим миром.

Задачи воспитания:

 

·        знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;

·        создавать условия для становления, развития и совершенствова­ния интеллектуальных возможностей учащихся средствами вос­питательной работы;

·        поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуаль­ному самосовершенствованию;

·        давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;

·        разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интел­лектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.

 

 

При этом используются следующие формы:

 

— интеллектуальные бои, ринги, научно-исследовательские конференции;

— кружки по интересам;

— творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к праздни­ку, на лучшую стенную газету;

— проведение со­стязаний интеллектуалов («КВН»);

— интеллектуальные викторины;

— предметные вечера, литературные гостиные;

— экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;

— часы общения и беседы;

— интеллектуальные конкурсы, олимпиады, предметные недели;

 

4.      Направление «Общение и досуг»

(культурно – досуговая работа).

 

Главные идеи:

 

— формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

— передача учащимся знаний, умений и навыков социального об­щения людей, опыта поколений;

— воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровож­дению и позитивному общению.

 

Главная цель:

 

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуаци­ях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

 

 

Задачи воспитания:

 

·        формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру об­щения;

·        знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

·        развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;

·        использовать активные и творческие формы воспитательной ра­боты для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;

·        создавать кружки, секции с учетом интересов и потребно­стей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в раз­личных видах досуговой деятельности;

·        учитывать возрастные особенности учащихся для развития уме­ния общаться, проводить свободное время;

·        демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

·        воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;

·        воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

·        оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;

·        способствовать качественной деятельности школьных внекласс­ных объединений;

·        предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.

 

При этом используются следующие формы:

 

— дискотеки к праздничным и памятным датам;

— концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

— чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпи­ад, конкурсов, турниров, конференций;

— концерты учащихся, выставки рисунков, изделий, изготовленных собственными руками;

— конкурсы состязания талантов;

5.      Направление « Патриот»

(работа по героико-патриотическому воспитанию).

 

Главные идеи:

 

— формирование гражданской и правовой направленности личнос­ти, активной жизненной позиции;

— поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые   взаимоотношения между людьми, отстаи­вать свои права и права других людей;

— воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судь­бу своей страны;

— стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с по­зиции разума, а не силы;

— понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.

 

Главные цели:

 

·        воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, своего народа, государства;

·        формирование уважительного отношения к народам мира, чело­вечеству, представителям других национальностей, к своей наци­ональности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;

·        признание ценности независимости и суверенности своего госу­дарства и других государств.

 

Задачи воспитания:

 

·        формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответ­ственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обще­ством;

·        формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способ­ное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нрав­ственному саморазвитию;

·        обучать решению задач правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой морального саморазвития и самосовершен­ствования;

·        формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

·        воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;

·        проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными по­ступками людей.

 

При этом используются следующие формы:

 

— тематические классные часы;

— встречи с представителями правовых структур, органов правопо­рядка;

— встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами сроч­ной службы;

— праздники получения паспорта, дня Конституции;

— интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;

— конкурсы, викторины и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;

— походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и пат­риотической теме.

 

6.      Направление «Нравственность»

(работа по профилактике правонарушений).

 

Главные идеи:

 

— принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, зна­ний и убеждений;

— предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;

— воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспита­нии и самосовершенствовании;

— осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

— практическое применение нравственных знаний и умений;

— проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его бу­дущее и будущее близких и родных ему людей.

 

Главная цель:

 

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответ­ственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания:

 

·        создавать условия для проявления учащимися нравственных зна­ний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

·        знакомить учащихся с нравственными законами и поступками пре­дыдущих поколений;

·        изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;

·        развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;

·        создавать ситуации практического применения нравственных зна­ний в реальной жизни;

·        способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравствен­ных поступков;

·        создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

 

При этом используются следующие формы:

— тематические классные часы;

— тренинги нравственного самосовершенствования;

— экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, области, района, села;

— дискуссии по нравственной тематике;

 

7.     Направление «Семья»

(работа с родителями).

 

Главные идеи:

— семья — основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

— ребенок — надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

— ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

— школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с от­чим домом и семьей.

Главная цель:

Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни лю­бого человека.

Задачи воспитания:

·        создать условия для активного и полезного взаимодействия шко­лы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

·        позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

·        преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в от­дельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

·       способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

·        создавать условия для духовного общения детей и родителей;

·        создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместно­го проведения досуга детей и родителей.

 

При этом используются следующие формы:

— тематические классные часы;

— праздники семьи;

— спортивные состязания с участием родителей;

— праздники — Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя  и т.д.;

— беседы с детьми и родителями;

— походы выходного дня, экскурсии, викторины, интеллекту­альные марафоны родителей и детей;

— дни творчества, дни открытых дверей.

 

8.    Работа с детской организацией «Колосок».

 

Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Участие в самоуправлении в современной школе поможет сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.

Детская организация представляет собой одно из звеньев системы школьного детского самоуправления.

 

Цели и задачи детской организации:

 

·        создание условий для реализации творческого потенциала каждого ребёнка;

·        самовыражение каждого члена организации;

·        формирование отношений сотрудничества между учителями и учениками;

·        демократизация учебно-воспитательного процесса;

·        расширение форм досуга молодёжи;

·        приобретение детьми навыков организаторской, управленческой, политической, юридической и других видов деятельности в рамках дополнительного образования;

·        формирование и сохранение школьных традиций.

 

Ожидаемые результаты.

·        Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.

·         Развитие чувства прекрасного. Массовое участие в культурном досуге.

·        Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях.

·         Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего края, государства.

·        Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.

·        Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.

·        Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.

·        Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания.

·         Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.

·        Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.